Как сделать свое портфолио?
На что в первую очередь обращает внимание заказчик?
В большинстве случаев на портфолио и опыт работы.
Это закономерно.
Как еще заказчики могут оценить качество и профессионализм удаленного работника?
Только по примерам работ.
Как сделать красивое и эффектное портфолио, которое привлечет к вам много клиентов.
Портфолио – это грамотно оформленный перечень работ определенного специалиста. Например, портфолио копирайтера состоит из написанных им текстов, отсортированных по тематике или виду текста (коммерческое предложение, контент для сайтов, слоганы).
Портфолио модели – это снимки, дающие представление о работе модели в разных образах. Портфолио веб-дизайнера – изображения сделанных им сайтов, баннеров, иной дизайнерской продукции.
По уровню и качеству работ в портфолио клиенты судят об исполнителе – стоит с ним работать или нет.
Поэтому оформлению портфолио нужно уделять пристальное внимание.
Как составить портфолио?
- Выделите направления, по которым вы желаете создать портфолио. Например, у копирайтера это могут быть: коммерческие предложения, тексты для сайтов, нейминг, слоганы. У фотографа: репортажная съемка, портреты, свадебная съемка и т.д.
- По каждому направлению отберите ваши лучшие работы и средние по качеству проекты. Оптимально включить в портфолио 10-20 работ по каждому направлению. Это уже создать у клиента нормальное представление о вашем уровне.
- Подумайте над красивым оформлением портфолио. Например, фрилансер-копирайтер может сформировать один файл в .doc, где будут представлены все отобранные им коммерческие предложения или создать отдельный файлы для каждого текста. Главное, чтобы они были правильно оформлены. Можно создать несколько папок, куда добавить работы по направлениям.
- Разместите портфолио в Интернете, на личном сайте, флешке или диске. Идеально, если ваше портфолио будет всегда с вами – никогда не знаешь, где придется общаться с клиентом.
Какие работы добавить в портфолио?
Первый вопрос, который возникает при создании портфолио – какие работы указывать?
Если Вы – начинающий фрилансер, то – все. В этом случае на Вас работает количество материалов, качество может быть ниже уровня гуру.
Но Вы показываете заказчику – у Вас уже есть выполненные проекты и их много! Главное, чтобы опыт был.
Если Вы – далеко не новичок и за плечами тысяча-другая написанных новостей и статей или сотня запущенных сайтов, то выбирайте интересные работы.
Вы – профессионал, и знаете, что у Вас получилось лучше.
Однако нельзя слишком приукрашивать свои работы. Важно включить в портфолио как лучшие, так и средние по уровню проекты. Клиент должен понимать, какое качество вы можете выдавать стабильно, а не только в случае «творческого удара».
Куда добавить портфолио в Интернете?
- На персональном сайте - лучший вариант, поскольку ссылки на образцы портфолио Вы сможете дать на визитке, любой бирже удаленной работы, а также в процессе общения на форуме или в сообществе.
- На бирже удаленной работы - хороший вариант, позволяет привлечь внимание к портфолио со стороны потенциальных заказчиков, однако для этого Вам потребуются платные услуги по выделению портфолио в каталоге фрилансеров.
- В каталогах фрилансеров - на данный момент отдельных каталогов практически нет.
- На форумах - темы быстро уходят в архив и со временем Ваше портфолио может быть удалено с сайта. Эффект от добавления портфолио на форумах может быть в течение первой недели-двух. Чтобы получать внимание посетителей форума в дальнейшем, Вам придется обновлять портфолио или иным способом привлекать к нему внимание. Другие минусы способа: отсутствие возможности добавить много работ, красиво их оформить и удобно структурировать.
- На досках объявлений - аналогичные недостатки, как при добавлении портфолио на форумах.
Как правило, реальных заказчиков приносят два первых варианта – персональный сайт и биржи удаленной работы. Причем сайт работает только в том случае, если он широко известен и раскручен в интернете. Либо вариант два – вы отправляете заказчику ссылку на ваш сайт, где он может спокойно посмотреть портфолио.
Биржи удаленной работы – это хлебные места для фрилансеров, откуда можно получить постоянный приток заказчиков. Причем как разовые заказы, так и постоянные! Как правило, на каждой бирже удаленной работы есть каталог фрилансеров, в котором исполнители могут опубликовать свое портфолио.
Далее важно учитывать, что фрилансеры в каталогах сортируются по рейтингу. Он формируется по-разному, но обычно зависит от следующих факторов:
- Количество работ в портфолио.
- Число отзывов о фрилансере.
- Посещаемость профиля (сколько человек его посмотрели).
Соответственно, чем лучше оформлено Ваше портфолио и чем выше Ваш рейтинг, тем больше заказчиков найдут Вас в каталоге и предложат работу!
Просто каталоги фрилансеров, форумы и доски объявлений приносят меньше отдачи, но все-таки полностью игнорировать данные места нельзя.
Но если через форумы получится взять хоть один крупный заказ, все усилия окупятся сторицей.
Оформление портфолио на бирже
Большинство бирж позволяют ввести название работы, короткий комментарий (около 300 символов), фотографию и ссылку на источник. Понятно, если вы – дизайнер, то можете поставить в качестве фотографии скриншот сайта, над которым работали.
А что желать журналистам?
То же самое. Ставить скриншот страницы со статьей. Если статья большая – сделайте скриншот ее небольшой части, а на полную версию дайте ссылку.
Если Вы программист – имеет смысл описать суть работы в комментариях, а затем дать ссылку на сайт, где можно посмотреть работу скрипта или системы управления. Как вариант – можно разместить скриншот админ-панели CMS.
Как правило, большинство современных бирж телеработы позволяют указывать свою специализацию. И соответственно, для каждого направления можно добавить работы из портфолио.
Правило здесь одно: во всех заявленных Вами типах работ должны быть примеры. Минимум – один, а лучше два или три. Можно больше. Иначе ситуация не в Вашу пользу.
Например, человеку необходимо написать статью. Он ищет фрилансера и находит в каталоге Ваше портфолио. Но там нет ни одного примера статьи.
Что сделает заказчик? Скорее всего, найдет другого исполнителя.
Отдельно хочется отметить количество работ в портфолио.
Как уже было сказано ранее, многие биржи телеработы ведут рейтинг фрилансеров. И размер этого рейтинга иногда напрямую зависит от количества работ в портфолио.
Например, Free-Lance.ru начисляет дополнительно около пяти баллов за одну работу. Поэтому фрилансеры заинтересованы ставить как можно больше примеров!
Но стоит ли так «накручивать» рейтинг? Понятно, лишних 20 работ – и есть 100 баллов. Сотня работ – уже 500 баллов.
Но что скажет заказчик, просматривая такое портфолио?
Спасибо точно не скажет. Для него огромный список – это море информации, обработать которую невозможно. Скорее всего, он покинет такое портфолио вместе с заказом.
Также надо учитывать, что банальное размещение множества проектов - далеко не единственный путь получить высокий рейтинг.
На его размер влияют и другие фаткоры: посещаемость портфолио, отзывы заказчиков и другое.
И зачастую влияние этих факторов сильнее, нежели количество работ.
Оптимально размещать до 10-15 работ в каждом направлении. Этого достаточно чтобы не захламить страницу, повысить рейтинг на 50-75 баллов и дать заказчику полное представление о Ваших знаниях и способностях.
Что делать, если работ недостаточно?
Разделять!
Например, Вы пишете новости для портала. Вместо того, чтобы ставить эту работу одним пунктом, Вы разделяете и вводите каждую новость как отдельный проект.
Поучается не одна работа, а допустим – десять. И никто не будет против. Все по правилам. И рейтинг вырастет не на 5 пунктов, а сразу на 50.
Как сделать профессиональное портфолио?
Разберем описанную выше теорию на конкретных примерах портфолио.
Пример хорошего портфолио:
- В каждом направлении – от 2 до 6 проектов
- Выбраны лучшие и свежие работы
- Статьи сделаны со скриншотами
- Грамотное название и описание проектов
- Страница в целом выглядит аккуратно
- Есть аватар (фотография исполнителя)
Пример портфолио, требующего доработки:
- Мало свежих работ,
- Мало превью, скриншотов,
- Представлены не все направления работы,
- Немного отзывов.
Пример портфолио на корпоративном сайте:
- Имеются примеры работ (готовые аудиты), которые можно сказать и посмотреть. Это очень важно для консалтинговых сфер (клиентам важно понимать, какой результат они получат),
- Указано общее число проектов, над которым работали специалисты агентства (цифры положительно работают в портфолио),
- Каждая работа имеет превью в виде скриншота сайта,
- Каждый проект имеет краткое описание,
- Указан список проведенных работ и полученный результат,
- Работы сгруппированы по категориям.
Также необходимо постоянно обновлять работы, добавляя свежие проекты.
Чтобы получить больше информации о фрилансе рекомендую прочитать статьи: