9 главных перемен 2023 года для автомобилистов
Ознакомиться с важнейшими изменениями и поправками, запланированными властями на ближайшие 12 месяцев, будет и полезно, и интересно, тем более что их ожидается гораздо больше.
Снова на карту поставлен новый, переработанный Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), который не первый год дополняют профильные министерства. Также решается окончательная судьба Правил дорожного движения, поправки к которым почти готовы, но из-за некоторых ведомственных споров, а также общей политэкономической ситуации в стране пока не утверждены.
Разберемся в уже действующих, а также планируемых поправках, и выделим самые "громкие" изменения наступившего нового года, касающиеся подавляющего большинства автомобилистов.
1) НОВЫЕ РАСЦЕНКИ ТО, ГОСПОШЛИН И ОТМЕНА СКИДОК НА ГОСУСЛУГАХ
С 1 января 2023 года в России выросли цены на многое, в том числе на прохождение процедуры техосмотра автомобилей.
Ещё в сентябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала приказ, предусматривающий новую методику расчёта стоимости ТО.
Согласно ему, утверждены единые минимальные цены по всей территории РФ, зависящие от категории транспорта.
На местах ФАС рекомендовал либо проиндексировать тариф с учётом инфляции за все прошедшие годы, либо рассчитать цену на основе данных от самих операторов. В итоге большинство регионов просто установило минимальную границу тарифа техосмотра, который для легковых транспортных средств стал 913 рублей. А максимальные значения цен на ТО каждый субъект устанавливает уже отдельно.
Повышение цен настигло и госпошлины. Теперь, например, пошлина за выдачу Свидетельства о соответствии ТС с внесёнными в его конструкцию изменениями обойдётся в 1500 рублей (вместо 800 руб.), а кроме того, за выдачу Разрешения на внесение таких изменений вводится госпошлина в размере 1000 рублей. То есть узаконить тюнинг, установку ГБО, фаркопа или другие изменения конструкции авто стоит уже 2500 рублей.
Также с начала года перестала действовать скидка 30% на оформление документов через портал Госуслуг, которой многие пользовались, включая и водителей. Данная скидка должна была закончиться ещё в 2021 году, но её продлевали ещё пару лет, а на 2023 год – не стали. Минфин объяснил это, как не предусмотренным в бюджете, который свёрстан на 2023–2025 годы с учётом отмены такой скидки.
2) ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФОВ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ
С 1 января за судебных приставов долги с граждан в большинстве случаев собирать теперь будут компьютерные системы, т.к. ФССП, ФНС, Росреестр, банки, ГИБДД, Социальный фонд и сотовые операторы будут автоматически обмениваться информацией о гражданах-должниках. Невыплаченные вовремя штрафы ГИБДД и другие задолженности будут списывать с банковских карт и счетов граждан без оформления бумажных документов.
Такое нововведение касается в основном долгов по налогам и административным штрафам. В ФССП идёт процесс автоматизации работы с должниками и активно внедряется искусственный интеллект. К примеру, уже действует автоматическая процедура снятия ограничений на выезд за рубеж в течение 1-го дня после оплаты задолженности.
3) ШТРАФЫ ЗА АВТОМУСОР
Ещё летом прошлого года законодателями была установлена административная ответственность за сброс (выгрузку) отходов производства и потребления из транспортного средства вне специально отведенных мест. Положения данной поправки в КоАП о применении автоматической фотовидеофиксации таких нарушений вступили в силу с 11 января 2023 года.
Ранее рассматриваемые размеры штрафов (от 3 до 7 тыс. руб.) не удовлетворили депутатов. В итоге, если выкидывать мусор из автомобиля не на помойку, а вдоль дорог, предусмотрены следующие штрафы:- для физических лиц: 10 – 15 тыс. руб. (20 – 30 тыс. руб. при повторном нарушении в течение года);
- для должностных лиц: 20 – 30 тыс. руб. (40 – 60 тыс. руб. или конфискация ТС при повторном нарушении);
- для юридических лиц: 30 – 50 тыс. руб. (60 – 100 тыс. руб. или конфискация ТС при повторном нарушении).
Камеры в срочном порядке учат фиксировать новый вид нарушения, для чего предусмотрено применение фотоловушек и автоматических камер. Схема распознавания нарушения и выставления штрафа та же, которая используется ГИБДД для фиксации нарушений ПДД: камера распознаёт госномер машины, и постановление направляется по почте владельцу автомобиля.
4) ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ «ЭРОЙ-ГЛОНАСС»
Совсем немного времени осталось тем, кто ввозит в страну автомобили без системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». В прошлом году Правительство изменило действующий порядок регистрации автомобилей, ввозимых гражданами или организациями из-за границы, разрешив импортировать машины без этих устройств.
Для юрлиц "поблажки" закончились ещё в 2022 году, а вот физическим лицам ещё можно до 1 февраля 2023 года. После этого при ввозе автомобилей в Россию физлица обязаны оснащать их системой «ЭРА-ГЛОНАСС».
5) ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ
Удачно завершается история с электронными водительскими правами, которые уже можно свободно предъявлять сотрудникам ГИБДД. Этот функционал в приложение «Госуслуги Авто» в очередной раз успешно обновился, но ещё в течение 2 месяцев оригинал своего ВУ нужно иметь с собой.
А вот с 1 марта 2023 года МВД пообещало электронные права полностью приравнять к "бумажным", когда это уже будет узаконено соответствующими поправками в ПДД.
Электронные права, как и СТС автомобиля, формируются в приложении на смартфоне в виде QR-кода, который сотрудник ГИБДД считывает специальным устройством. Водительское удостоверение отображается сейчас 3-мя сменяющими друг друга QR-кодами, и для корректного распознавания инспектору требуется отсканировать их все.
В «Госуслуги Авто» появилось и визуальное отображение электронных документов – ВУ и СТС. В разделе «Водительское удостоверение» можно увидеть сам документ с фотографией водителя из базы МВД. В меню также есть кнопка «Повернуть», благодаря чему отображается обратная часть документа, где отмечены открытые категории и другая информация.
6) НОВЫЕ ПОПРАВКИ В ПДД
Как обычно, первый весенний месяц станет богатым на события для автомобилистов.
СИМ.
Одна из животрепещущих тем – установленные правила для водителей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Именно такой статус получили электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и им подобные.
С 1 марта по закону ездить на них можно будет со скоростью не более 25 км/ч, а передвигаться по тротуарам на таком электротранспорте можно при его массе, не превышающей 35 килограммов. На автодорогах, исключительно по правому краю проезжей части, можно использовать электросамокаты любой массы, но водителю должно быть не менее 14 лет, а максимальная скорость для езды ограничена 60 км/час.
Устройства СИМ, двигающиеся по проезжей части, должны быть оборудованы тормозной системой и фонарями белого и красного цвета. Для движения СИМ предусматриваются специальные дорожные знаки, разрешающие, ограничивающие или запрещающие перемещение в тех или иных зонах. Такой статус не распространяется на обычные самокаты или роликовые коньки, а использующие их люди считаются пешеходам.
Новые знаки и светофоры.
Редактированные положения «О безопасности дорожного движения» предполагают появление новых дорожных знаков «Зарядка для электромобилей» и «Запрет движения автобусов», а также изменения в знаках платной парковки, в которые добавят изображение монет.
С начала марта 2023 года для светофоров официально узаконят световую секцию в виде силуэта пешехода со стрелкой, мигающую сигналом бело цвета. Она призвана предупреждать автомобилиста о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, сигнал светофора разрешает движение пешеходам.
Новая разметка и "островки".
Планируется введение полного запрета на движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности. Штрафовать за это могут так же, как за выезд на полосу общественного транспорта, но пока размеры штрафов не подтверждены.
Синими и белыми линиями разметки с 1 марта начнут разделять зоны платной и бесплатной парковки соответственно. Это должно помочь автовладельцам быстрее ориентироваться при выборе парковочного места.
7) ОСАГО: ШТРАФЫ С ВИДЕОКАМЕР И КОЕ-ЧТО ЕЩЁ
Что касается обязательного автострахования, то в этой сфере тоже планируется достаточно серьёзных нововведений в наступившем году.
«Зелёные карты».
Начнём с того, что уже произойдёт с первого летнего месяца. Двусторонние соглашения между Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) и государствами Европейского экономического пространства (а также Швейцарии), которыми было предусмотрено взаимное признание российских и европейских страховых сертификатов «Зелёная карта», прекращаются.
Для передвижения по территории Евросоюза и Швейцарии с 1 июня 2023 года на автомобилях, зарегистрированных в России, водителям необходимо будет приобрести полис "автогражданки" соответствующей страны. А тамошним транспортным средствам для перемещения по дорогам РФ необходимо будет иметь российский полис ОСАГО.
Пересмотр тарифов ОСАГО.
Как ранее сообщалось, в прошлом году в России был снят мораторий на количество изменений тарифов ОСАГО в течение года. Он подразумевал, что срок действия предельных базовых ставок страховых тарифов должен составлять не менее 1 года. Но в 2022 году ограничение было отменено, а тарифы за прошлый год расширялись дважды.
Такую отмену моратория на изменение тарифов продлили ещё на один год – до 31 декабря 2023 года. То есть в нынешнем году тарифы ОСАГО снова разрешили пересматривать чаще одного раза. Готовимся к новым повышениям ставок.
Штрафы с видеокамер за отсутствие ОСАГО.
Это – пожалуй, самая обсуждаемая тема, которая к тому же пока не привязана к определённым срокам. Да, уже несколько лет в стране обещают запустить проверку наличия у водителей полисов ОСАГО при помощи автоматических камер фотовидеофиксации. В декабре прошлого года в РСА даже сообщили о старте процедуры, ссылаясь на уже разработанный законопроект.
Директор Союза автостраховщиков Евгений Уфимцев озвучил, что камеры ГИБДД должны были начать фиксировать отсутствие ОСАГО уже в конце 2022 года. Однако, в ГИБДД сдвинули сроки, и теперь страховщики рассчитывают на регистрацию нарушителей без ОСАГО в новом году.
Кроме того, в РСА настаивают на введении увеличенного штрафа за езду без "автогражданки" — до 5000 руб. вместо нынешних 800 рублей. Судя по всему, в 2023 году фиксировать отсутствие полиса камерами начнут, но, когда точно – остаётся загадкой.?
8) ШТРАФЫ ЗА НЕИСПРАВНОСТИ В АВТОМОБИЛЕ
С 1 сентября 2023 года могут заработать штрафы за неисправности автомобиля, новый перечень которых был существенно увеличен свежими поправками. В него вошли и резина не по сезону, и отсутствие подушек безопасности, солнцезащитных козырьков, и даже горящие контрольные лампы бортовой системы.
В ходе работы над этим всеобъемлющим документом он неоднократно менялся на протяжении двух лет. 13 января 2023 года финальную версию рассмотрела рабочая группа при Правительстве РФ. В данном варианте были учтены все предыдущие замечания и разногласия, поэтому именно в таком виде поправки могут быть подписаны председателем Правительства.
Проект сохранил основные предложения предыдущих версий:
- запрет на езду зимой на летних шинах, а летом – на шипованных;
- запрет нештатных ламп головного света;
- неисправность АБС (будет определяться по контрольной лампе на панели приборов);
- отсутствие регулятора тормозных сил и многое другое.
В то же время отказались и от ряда несущественных неисправностей, например, горящая лампа Check Engine и наличие капель тех. жидкостей в моторном отсеке.
Отдельный документ также утверждает неисправности, при которых автомобиль будут направлять ещё и на внеочередной техосмотр:- разрушение деталей подвески;
- неработающий стояночный тормоз;
- неработающий усилитель руля и самопроизвольный поворот руля;
- неотрегулированные по ГОСТ фары и неработающий стоп-сигнал;
- незаконная тонировка;
- чрезмерный износ шин;
- отсутствие или повреждение ремней безопасности.
Если водитель не устранит данные неисправности в течение 72 часов и не пройдёт внеочередной техосмотр, то регистрацию автомобиля в ГИБДД могут аннулировать.
В финальной версии документа изменился и срок вступления его в силу: 1 сентября 2023 года. Так что если председатель правительства его всё же подпишет, то с этой даты и заработает обновлённый перечень неисправностей.
9) О ТАКСИ
Службы такси в новом 2023 году ждёт множество преобразований. Обозначим пару основных моментов.
Запрет на судимость в такси.
Весной прошлого года во втором чтении Госдума одобрила сразу два законопроекта, ограничивающих лицам с непогашенной судимостью возможность работы в перевозках пассажиров.
Согласно финальным изменениям в обоих законах, водителями такси не смогут работать граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость, или подвергающиеся уголовному преследованию по тяжким и особо тяжким статьям: от преступлений против половой неприкосновенности и грабежей до причинения тяжкого вреда здоровью и убийства.
Также запрет коснётся водителей, обвиняемых по некоторым статьям, относящимся к преступлениям средней тяжести.
Эти поправки могут вступить в силу уже с 1 марта 2023 года, а водители, уже работающие в перевозках пассажиров, обязаны будут предоставить справки об отсутствии судимости или уголовного преследования в течение 6 месяцев.
Закон о такси.
Ещё летом 2022 года Госдумой был одобрен законопроект, который упорядочивал работу таксистов и агрегаторов. Большой документ включал 112 страниц. В декабрьских чтениях депутаты окончательно одобрили законопроект, финальная версия которого была сильно доработана.
Закон, в случае подписания, вступит в силу с 1 сентября 2023 года.
А вот одни из важных его поправок:- предусматривается работа в такси для самозанятых;
- новые требования к водителям такси (стаж от 3 лет, ограничения для "лишенцев", запрет на работу с 3-мя неоплаченными штрафами);
- вводятся единые требования к автомобилям такси;
- обеспечение доступа ФСБ к базе данных такси;
- для такси исключена обязанность оформления полисов обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП);
- в перечень обязательных документов добавлена справка об отсутствии судимости;
- исключено требование по оснащению такси датчиками усталости;
- служба заказа такси обязана вести личный рейтинг водителей в электронной форме.
В заключение стоит отметить, что многие из планируемых изменений разрабатывались давно и согласовывались не один год.
Насколько существенно власти смогут реализовать проект нового КоАП и поправок в ПДД в условиях нынешних политических и экономических угроз – вопрос открытый.
Но в курсе быть надо, как ни крути.
Не пропустите следующую статью,
в которой вы узнаете еще что-то полезное и интересное!
Вы можете оставить свои комментарии внизу страницы!
Так же Вы можете предложить свою тему для рассмотрения или свою статью для опубликования на страницам этого блога.
Комментарии